Ямщик лихой, лихая тройка. (К истории почтовых станций Суздальской округи). Б.Волченков

Почтовая станция: Киржач
Почтовая станция: Звенигород

Настоящая статья была опубликована 1 октября 2011 года в гаврилово-посадской районной газете “Сельская правда”. Текст статьи приведен на форуме Союза краеведов Опольля “Наше Ополье”.


На исходе 18-го века и первого десятилетия с основания Гавриловского посада в нём произошло весьма знаменательное событие – открытие почтовой станции. Но этому событию предшествовало другое, которое, возможно, и послужило его причиной. В мае 1798 года, возвращаясь из поездки в Казань, император Павел I проезжал по Тихвинскому тракту через северо-восточную часть Владимирской губернии. И вот для этого-то проезда по приказу генерал-прокурора А.Б.Куракина было велено Гаврилово-посадскому купечеству представить в дворцовое село Дунилово Шуйского уезда, 22 лучших, и к почтовой гоньбе пригодных, лошади с ямщиками и форейторами, сбруей и упряжью. Возможно, что, проехав с ветерком на наших гнедых, император и повелел, кому следует, озаботиться учреждением помянутой станции. Так или иначе, но через семь месяцев после этого памятного проезда императора, она появилась.

Первым содержателем новой станции стал подпоручик Михаил Григорьевич Башаринов, являвшийся суздальским земским исправником. Извозчиками же были наняты « Ведомства Государственных конских заводов Гавриловской Старой пашенной слободы крестьяне: Сергей Иванов и Козьма Иванов же с шестью лошадми и со всею конской упряжью». Ратману Ф. Калабину было предписано « иметь за ними неослабное смотрение, чтобы оные лошади были всегда к гоньбе в готовности…». С жительствующих в посаде купцов и мещан был учреждён денежный сбор в размере девяти копеек с четвертью с каждой души на содержание этих лошадей.

Владимирская почтовая контора своим указом от 18 февраля поручила суздальской почтовой экспедиции « чтоб оная, назначенное по расписанию владимирского губернского правления на станциях число лошадей с исправными почтарями и повосками приняла в своё ведомство с таковым наблюдением, чтоб при каждой паре лошадей был исправный и трезвого состояния человек». К лету того же1799 года главным директором почтового департамента был назначен граф Ф.В. Ростопчин (будущий генерал-губернатор Москвы). При нём происходит заметные улучшения в дорожном строительстве и содержании почтовых трактов. Коснулись они и нашей Стромынки. Уже в начале июля в Гавриловский посад присланы дорожные планы, а так же рисунок и модель верстовых столбов « для исправления состоящих в здешнем посаде мостов и гатей и поставления в надлежащих местах верстовых столбов к 1 октября сего года». А в середине июня следующего 1800-го года сообщением уездного землемера Грибунина посаду были чётко определены границы дорожного участка, который его жители должны были содержать в исправном состоянии. В предписании говорилось: «Чтоб Гавриловского посада купцам и мещанам во всегдашней исправности содержать часть дороги, пролегающей из городов: Юрьева Польского и Переславля Залесского в города Суздаль и Шую от Юрьева в 29 и28 верстах и сверх того на реке Воймиге мост на сваях двадцать сажен …».

Наши купцы быстро оценили выгоды содержания почтовых станций. Первыми в начале Х I Х века эту миссию возложили на себя М.И. Синебрюхов и А.П. Зимин. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1803 году сообщала, что Михаил Иванович Синебрюхов, купец Гавриловского посада 19 сентября на торгах выиграл подряд на 3 года: с января 1804-го по по январь 1807-го содержать шесть почтовых станций столичного Петербургского уезда, получая за это 32 тыс. 190 рублей в год.( Следует отметить, что в декабре 1801 года он имел аудиенцию императора в качестве уполномоченного от Гавриловского посада по земельному вопросу.) С этих доходов к 1812 году Синебрюхов уже имел в Петербурге 2 каменных дома и огородное место и значился «иногородним гостем».

В Гавриловском же посаде, а так же и Суздале содержателями почтовых станций на длительное время становятся купцы Зимины. Необходимо отметить, что в ноябре 1804 года в суздальском уезде впервые была учреждена почта. По удобности расположения на трактах местом её нахождения был выбран Гавриловский посад. И в связи с дополнительными функциями возросли значение и статус здешней почтовой станции. В январе 1807 года Алексей Петрович Зимин заключает контракты с крестьянами: села Коровников И.П.Бесковым и села Ивановского М.С.Шустовым в том, «чтобы поставить на суздальской почтовой станции для почтовой гоньбы три пары лошадей и при них извозчиков. Так же с зимними и летними повозками и со всею конской упряжью в силу заключённого им Зиминым с казённою палатою контракта. …» На Гаврилово-Посадскую станцию две пары лошадей поставили крестьяне Старопахотной слободы.

Особо следует остановиться на периоде 1812-1815 годов. Никогда ещё наши тракты не видели такого столпотворения проезжающих, как в это время. Летом 1812-го года по ним на восток направлялись толпы беженцев, обозы с ранеными. Навстречу им двигались колонны «воинской силы» из восточных губерний. Для дорожной и почтовой служб этот период стал поистине героическим. Ставший на этот период содержателем Суздальской, Гаврилово-Посадской и Александровской почтовых станций сын прежнего содержателя – Асаф Алексеевич Зимин нанял в Суздаль подрядчиком Юрьевского купца Кокушкина, а в Гавриловский посад – братьев Козьму и Михаила Ероховых, крестьян всё той же Старопахатной слободы. В условиях, заключённых с Зиминым подрядчиками, в частности говорилось: «1811 года декабря 25 дня я, нижеподписавшийся Владимирской губернии г. Юрьева купец Александр Иванов сын Кокушкин учинил сиё условие…. в том, что обязуюсь…. всю почтовую гоньбу и естафеты и вольнопроезжающих по подорожной содержанием и коих отправлять с состоящих в городе Суздале станции шестью парами лошадей. И при каждой паре по исправнейшему ямщику. А начать оную гоньбу с будущего 1812 года с 1-го генваря. А его, Зимина ни до каких хлопот не доводить. Чтоб ни случилось, то ответствовать мне, Кокушкину, самому…. а получать в год по 2 тысячи по 900 рублей. От Ероховых условие было сходного содержания.

В послевоенные годы Асаф Алексеевич ведёт крупную оптовую торговлю (его годовой торговый оборот достигает 600 тыс. рублей.), берёт крупные строительные подряды (здание дворянского собрания во Владимире, тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале и др.), но содержание станций не бросает. Более того, к прежним станциям добавляются новые: в Золотниковской пустыни, Кобылихе, Лисавах.

Но не только содержателями почтовых станций был славен Гаврилов посад, но так же и лихими ямщиками, ( к сожалению в массе своей безвестными). Однако, можно отметить самого знаменитого из них. Это Михаил Иванович Дмитриев – сын Гаврилово-Посадского конюха, ставший ездовым при наследнике престола, царевиче Александре Александровиче, будущем императоре Александре III. Умер и похоронен Михаил Дмитриев в родном Гавриловом Посаде. Почтовая же станция в нашем городе существовала до начала ХХ века. Находилась она на том месте, где ныне расположилась автостанция.

Б.Волченков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Optionally add an image (JPEG only)